Новости города БезФормата.Ru
Рогнедино
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Утоли моя печали». Рассказ Натальи Шитиковой


Заливисто прозвенев, трамвай, словно заядлый драчун железными зубами, скрежетнул тормозами, сбавляя ход, и подкатил к остановке. В раскрывшиеся разом двери, наружу, пригоршней гороха, сыпанул взапревший люд и сразу раскатился- рассеялся по Садовой. Трамвай звякнул и, снова набитый до отказа, словно лошадь, приседающая от тяжести груза на задние ноги, тяжело потянул свои вагоны, переполненные устроенными и не очень человеческими судьбами, печалями и радостями к следующей остановке. Не протолкнувшиеся в вагоны граждане остались дожидаться следующего трамвая, поеживаясь на сыром питерском ветру. Куда-то не успеть — тоже судьба.

Анетке этот трамвай без надобности, у нее тоже была своя судьба. Анетка только что закончила работу и собиралась метнуться на Невский. Едва закрыв за собой входную дверь, она тут же была подхвачена толпой. Анетку толкали и задевали сумками, ее длинный шарф рыхлой вязки, дважды обмотанный вокруг шеи, зацепил крючок чужой распахнутой шубы и повлек за собой. Смешно и досадно. Она почувствовала себя собачонкой на поводке, семенящей за спешащим хозяином. «Хозяин», немолодой, крепко скроенный коренастый мужик, широким уверенным шагом деревенского, привыкшего к простору человека, словно через густой подлесок пер напрямки через людской поток, распахнув полы старомодной дубленки. Обе руки были заняты сшитыми из порожних «сахарных» мешков, тяжелыми сумками, для верности перетянутыми сверху новенькой бельевой веревкой. Анетке подумалось, что в этих сумках мясо — видно к празднику заколол борова и везет «гуманитарную помощь» детям. Точно такие же сумки не однажды, пока был жив, привозил свекор. Заколет борова к Новому году и — к ним в Питер. Навьючится, бывало, – пятерым не унести. Боров годовик, а то и постарше, ростом чуть не с падтелка, окорочищи – не поднять, сало толщиной в мужицкую ладонь. Свекровь натопчет мяса, картошки, свеклы, моркови, лука, свежих яблок и капусты (все укутает детскими байковыми одеялками, чтоб не поморозить). Наложит прочей разной-разности, и всякой-всячины: заправ для супов-борщей, колбас мясных и кровяных, тушенки и сала: топленого, соленого, свежего. Не забудет нагрузить грибов жареных, соленых и сухих, моченых яблок и квашеной капусты, варенья и меда, сушеных ягод, трав для чая, и, само собой, домашней водки, денег и сладостей внукам. Месяца три — четыре потом на той «гуманитарке» жили.

Нагнавшую запаренного ходьбой с тяжелой поклажей мужика, Анетку, обдало запахом дыма, раскаленного в горячем жерле русской печки красного кирпича, браги, старых валенок, носков-самовязок, отрубей с толченой картофельной очисткой для скота и чего-то еще, чем пахнут только деревенские хаты, и чего не выветрить ни временем, ни ветром. В груди захолонуло, словно не чужая шуба, а родная ольшанская хата дохнула прошлым из дверей нараспах.

Поправляя, уже отцепленный, шарф Анетка, спохватилась, что надо было бы сказать скорые слова, которые всегда в таких случаях, как говорила крестная, полагалось шепнуть: «Отвяжись худая жисть, привяжись хорошая», не то ненароком отдашь свою удачу или прихватишь чужую невезуху. Невезухи у Анетки и своей набралось с избытком. Ушла удача, словно солнце за черную тучу и какой год глаз не кажет. То ли Ангела обидела, то ли Бога чем прогневила, или обоих сразу, но один закрыл на Анетку глаза – плыви, как хочешь — и другой уши ватой заткнул. К блаженной Ксении молитвенно обращалась, к Акелине ездила просить помощи – не слышат. Пришла беда, что к порогу вода и ума не приложить, как с ней справиться.

Анетка всегда шла по жизни легко и без особых трудностей. Всюду, где приходилось жить, люди ей охотно помогали. Все в ее жизни было складно. О таких, как она говорят, что их Бог через реку на руках несет, а если Сам занят, добрых людей на выручку посылает. Из дальней деревни, где и школы то не было, попала Анетка в большой город. И не просто большой – царский. В люди вышла. А ведь при живом батьке росла безотцовщиной. Плохо? Да это как посмотреть! Пьяница был папаша и любитель по бабам шастать. Говорили, что руку на мать поднимал, и что слез через него пролила Христинья – на хорошее озеро хватит. Но ни драк, ни брани, ни тех слез, ни стыда за батьку- пьяницу, ни страха перед ним Анетка не знала. Росла она в большой семье, среди братьев и сестер. Тяжело жили, но дружно и весело. Может быть, в детстве и завидовали немножко сверстникам из полных семей, но зато все завидовали их дружбе между собой и доброму нраву. Дружбу эту они сохранили на всю жизнь. Отец бросил Анеткину мать с пятью детьми. Сорвался, что кобель с привязи, и махнул в белый свет счастья по чужим подворотням искать. А время трудное – пятьдесят девятый год, — талоны, очереди, налоги, добровольно-обязательная подписка на государственные займы, одним словом – беспросветность. В колхозе от зари до зари народ гнулся за трудодни или как их еще называли, палочки. Яйца, молоко, шерсть, шкуры и хотел бы на базар, копейку выручить, — нельзя, все по указу сдай в колхоз. Хлеба не вольное спасение. Лоскута ситца на рубаху не докупишься. Одному да не продохнуть, а у матери детворы, как маку. Сыпались друг за другом. Старшему – десять, младшая в пеленках, Анетке два с половиной года. Живи, родимая, как хочешь. И родимая жила. Не как хотела, как Бог давал. Ни судьбу свою, ни мужа- кобеля, ни их, ораву-нахабу, спутавшую руки, не кляла. Бога не донимала вопросом «За что?» А только когда в лампадке выгорело масло, и она погасла, больше ни разу не затеплила ее. Завернула икону в снятые рушники и вынесла в сарай — если бы Он был, не допустил бы такой беды. Разуверилась. На Анеткиной памяти, что лицом к Богу мать повернулась, когда на другом краю света, в командировке, от обширного инфаркта у дверей чужой квартиры упал старший из ее детей Яков, и сорок дней добрые люди выхаживали его. Как в тот день стала мать на молитву, так до конца жизни и не поднялась с колен.

Беда за бедой. Маленькие дети спать не дают, выросли – сам не заснешь. Женился Федор. Недумано- негадано. Послали его во время уборочной на подмогу в соседний район, там и «наступил на змею». Навялилась на шею разведенка. Старше на восемь лет, с ребенком. Осетила, что цыганка. Осетить осетила, а затинку прежнюю не бросила. Не по ней из одной кружки пить. Спуталась с новым председателем, таким же, как сама гулякой-сбродником. От него в колхозах, где до этого работал, детей, что телят на ферме росло, за что за глаза прозвали его собачьим, стыдно сказать чем. Не стерпел Федор, поднял на председателя топор и пошел в тюрьму на восемь лет. Первое время жил у Христиньи Федин сынок — внучок Павушка, а потом беспутная забрала. Так и скиталась с двумя детьми от шалаша к шалашу. Потом набедокурила Шурка. В девках рожать не стала, но хвост, как говорится, подмочила. И за этот грех вымаливала ей Христинья прощенья у Господа. Федор вернулся на два года раньше, через шесть лет. Устроился на работу. Женился. Родилась дочка. И Христинья было вздохнула – «Услышал». Но Бог не простил…Вскорости у старшей дочери умер сын. Вышел откинуть снег от крыльца до ворот и упал замертво. Остановилось сердце. А потом Федор. И тоже зимой. Охотничья собака нашла его замерзшего за огородами в лесу. Захолонуло в груди, словно ее сердце упало рядом с мертвым сыном и навсегда застыло в том снегу. Слух был, что братья жены до смерти забили его. Стала Тайка винцом баловаться. Она за рюмку, он – за вожжи. Тайка к братьям, те и заступились. Говорили и такое, что не стал, мол, с блатными дружбу водить, но это все людские разговоры, а для себя, где-то в самой глубине души Христинья знала — Бог спросил с нее за неверие. Так и сказала Анетке: — «Бог спросил». С той поры сердце у матери стало болеть, не переставая, а в шестьдесят три года остановилось совсем.

Нет, не в детстве, а потом, спустя годы, Анетка стала понимать цену материнской воли. Не сломалась, выходила и довела до ума всех пятерых своих детей. Яков окончил сельхозакадемию, Федор техникум, Настя выучилась на бухгалтера, а Шурка и на кондитера, и на швею. Шурка самая красивая, ходовая и бедовая из сестер и сама любила нарядиться и всех их обшивала и подкармливала. В магазинах ни муки, ни сахара, ни масла свободно не купить – прилавки пустые, а Шурка в выходные подгонит для заведующей кафе платье по фигуре, нашьет курток и фартуков для кондитеров и за работу возьмет продуктами. Работала безразгибно, но зато и у самой нос в табаке, и матери, и «хрестной», и сестрам с братьями помогала. У самой Анетки музыкальное училище и пединститут. Трое старших остались на родине, они же с Шуркой уехали за мужьями. Все обзавелись семьями, обжились. А тогда…Слякотная осень, долгие зимы да быстро тающая поленица дров; пять ложек, которым нужна миска, пусть даже пустой картошки; пять пар ног, которым нужна обувка; пять макушек, которые нужно погладить; пять пар глаз, в которых такая вера в тебя, что ты просто не имеешь права на слезы — вот как жила мать. Наскитавшийся по чужим дворам, батька прибился к их порогу, «доживать старость в своих углах» в год, когда самая младшая, Шурка, выходила замуж. Ровно двадцать лет ноги не накладывал, гроша не прислал, а в день свадьбы пришел, поклонился жене и детям, сказал всем «простите» и сел за стол.

Все эти двадцать лет помогала им выживать крестная – жившая рядом родная сестра отца тетка Маня и ее безропотный добродушный муж Фима. Вспоминали об этом, когда провожали тетку Маню на пенсию. Заранее приехавшая Шурка собрала такой стол, какого Ольшанка видом не видывала. Глаза разбегались от обилия и богатства еды.

— Э- эх, девки! – прослезилась Анетка — Тогда бы нам все это!

А тогда — за счастье были голубые, быстро тающие кусочки колотого сахара, конфеты горошек или подушечки, «долгоиграющий» дюшес, мятный пряник или кусок городской булки. Бедность. Одежи – что на коже. Кроме печи с полатями, сундука, палицы с мисками да самодельного стола с лавками — ничегошеньки. Навсегда запомнились: занужданная работой мать; скрипящая за полночь ручная швейная машинка; всегда знятый делом дядька Фима, хлопотунья, крестная-тетка Маня готовая от подола оторвать, лишь бы все были сыты и дружная, их всегда голодная орава. А еда…Ее дети сейчас в такую нос бы не воткнули. Щи из кислой капусты, картошка, суп с клецками да муковня. Может быть, тетка Маня и давала своим ребятам чего-то повкусней и побольше, но при них делила всем поровну. Себе не оставит, а им отдаст.

Подросшая Анетка, бывало, спросит:

-Хрестная, а себе?

Та только отмахнется:

— На што мне? Я большая! Дай Бог, милая, давать да не дай Бог просить. Поправит фитилек у лампадки и станет что-то непонятное шептать. Однажды случилось Анетке подслушать, как сама с собой, не громко разговаривала хрестная в пустой хате. Анетке тогда было шесть лет. Стояла тетка Маня у иконы в святом углу и говорила быстро-быстро, так что слов было не разобрать. Понятно только: « рабам Божьим Леонтию, Христине, Якову, Федору, Анастасии, Анне и Александре» и опять неразборчиво.

— Хрёстная, — полюбопытничала Анетка – с кем ты разговариваешь?

— С Матушкой Богородицей. Седни Еенное Рожство.

-А зачем про нас говоришь?

-Судьбы вам доброй прошу.

-А что такое судьба?

-А иди-ка ты, девка, на улицу и не мешай!

-Хрёстная, — обиделась Анетка – на что ты про мамку Богородице говорила. Мамка рассердится. Яша сказывал, она Боженьку в сарай вынесла. Мы лазили смотреть. Сердитый.

— Боженьку, девка, никуда вынесть нельзя. Он обретается на небе.

-А Богородица?

-И Богородица на небе. Она Заступница наша перед Сыном Своим.

-За всех?

-За всех.

-И за нас заступится?

-За то и прошу. Ну, иди, иди, погуляй.

Анетка посидела немного на крыльце, а потом снова сунулась в хату.

-Хрёстная! Ты ж фамилию нашу Богородице не сказала!

Как она нас найдет?

-Да иди ж ты, окаянная! – заругалась тетка Маня. Нету у Бога хвамилий! Так найдет!

 

 

 

 

 

Спросить у матери Анетка побоялась, а старшие тоже не знали, как Матушка Богородица не перепутает их с другими Шурками и Федьками, не говоря уже о Нюрках и Настьках, которых в деревне через дом. И все-таки ответ нашелся – в Ольшанке только они такой оравой росли безбатьковщиной.

Думала о них Богородица или нет, так и не узналось. Заступаться же за себя они учились сами. А дни ползли ползком, шли, летели, бежали, капали по капельке и откапали свое, словно подтаявшая сосулька — в один год из дома ушла вся орава. Яков поступил в академию, Федор в техникум, Настя, Анетка и Шурка стали жить и учиться в недавно построенном интернате в райцентре. Теперь собирались все вместе только на каникулах.

В интернате Анетке тоже повезло на хороших людей. Её легкий, уживчивый характер – тетка Маня называла его легкобычным – сразу расположил к ней одноклассников. Анетка хорошо училась. Веселую и смешливую певунью, ее сразу полюбили в интернате. Она пела в хоре, научилась игре на гитаре, и ее охотно приняли в интернатский ансамбль, где она пела уже сольно. Анетке не давало покоя красивое, ослепительно сиявшее черной полированной крышкой, пианино в актовом зале. Наверное, Тетка Маня все-таки шепнула Богородице ее фамилию. Учительница пения, увидевшая хорошие способности новой ученицы, записала Анетку в музыкальную школу. Там она освоила сразу два инструмента: пианино и баян. Кто о чем мечтал в интернате, Анетка всей душой хотела только одного – поступить в музыкальное училище. Поступить туда было только половиной дела, вторая половина, это – инструмент. О пианино и речи быть не могло. Денег даже на баян не было. Анетка с матерью пошли просить в долг у крестной. Но тетка Маня не одобрила выбор крестницы:

— Не бабье дело баяном пузо протирать! Будешь на пару с Оськой косоглазым по свадьбам таскаться, самогон рукавом закусывать! На забаву денег не дам!

-Тебя послушать, так кроме свадьбы и сыграть негде! Ты, вон, Маня и молитвы читаешь и молиссься, а монашкой не стала – не сдалась мать и купила в райцентре баян в рассрочку. Анетке глянулся зеленый с перламутровым корпусом и яркими, словно хвост жар-птицы, разноцветными мехами.

И после школы-интерната у Анетки все сложилось хорошо: музыкальное училище, работа, замужество, ребенок, заочный институт, новая работа.

Снова дни капали подтаявшей сосулькой, а время потихоньку собирало в свою копилку хорошее и плохое. Хорошего всегда хочется больше. Имеешь пирожок, хочется сдобную булку, потом и булка не еда. Жить в отдельной, но небольшой комнате втроем стало тесновато, надо было что-то решать с жильем. И снова судьба выбросила козырную карту — Ленстрою потребовались строители на новые стройки. Анетка с мужем не задумываясь сорвались попытать счастья в Ленинград. Все сложилось удачно. Приехали не на пустое место, а к землякам уже работавшим на стройке. Те радушно уступили на время одну из двух своих комнатенок в коммуналке, помогли с пропиской и работой. Муж работал электриком на стройке, Анетку взяли в детский сад музработником. Ей больше хотелось в школу, преподавать историю, но из-за места для сына пошла в детский сад. С жильем повезло тоже. Новой планировки просторную квартиру получили к концу следующего года. Сначала с подселением, а когда родилась Кира, третью комнату им отдали на расширение.

Тридцать два года прожила в Питере Анетка. Связями обросла, что корабельное днище ракушками, учеников выпустила – на две школы хватит, племянников и племянниц из деревни переманила, всем помогала учиться и устраиваться. Вся родня перебывала у нее. Мать с теткой Маней тоже приезжали погостить. Огромные дома микрорайона совершенно не пришлись им по вкусу – « В деревне «кажный» на виду, а тут што пчельня. Утром вылетели, вечером залетели. Гудуть всяк в своем улье, а про что – Бог знат! На улице то ж: народу – Дон, а не током что – «здоровте» некому сказать. Квартиру не одобрили: и высоко, и скушно по углам без дела слоняться. На лоджию вышли один раз – боязно. Не ровен час гепнется тая лоджа и похоронить буде нечего. Сусед Люсик крышу починямши посклизнувся — год кобчиком страдал. Дак то крыша, а тут высота-а-а. Зато надивиться не могли, что в одном «гайстрономе» не то для Ольшанки — для всего их колхоза на сто годов продуктов накупить можно, еще и «останецца». Анетка изо всех сил старалась угодить. И по магазинам с ними «пройшлась», и «накупляла» всякой-всячины – не довезти, (а все нужное), и для всей ольшанской родни подарочков с собой нагрузила сумку не в подъем. Никого не забыла и сама счастлива всех одарить- порадовать. Иные люди души не откроют или за пазухой камень держат, а ее душа тяжести не выносит. Ей для человека постараться или обрадовать чем – самой радость.

Целых полвека нес Анетку Бог на руках, а потом бросил. Три года тому назад, прямо в банке, у нее украли только что взятые в кредит деньги. Она брала их на покупку машины. Брала тайно от мужа. Он не одобрял этой ее затеи. Ни муж, ни Анетка водить машину не умели. Сбережений, позволяющих делать такие траты, у них не было, и влезать в долги из-за железки, муж считал шагом неправильным. Но Анетке страшно хотелось потешить самолюбие: въехать однажды в свою Ольшанку за рулем новенькой машины, словно на «белом коне» — позавидуйте: я теперича не то, что давеча! Она просчитала все «про» и «контра». Получалось, что рискнуть можно: сама на выслуге и работает; муж кроме основной работы тоже подрабатывает и все до копеечки домой, все в семейную казну несет; кроме того грибов и ягод в сезон на две семьи наваживает; пить не пьет, курить не курит, одежду и обувь носит подолгу – аккуратен; руки пришиты правильно -если что в квартире подправить или ремонт сделать у себя или у сына – все сам; на Киру расходов никаких — работает и учится на вечернем в институте. Вроде бы все складывалось хорошо, главное, чтоб здоровье не подвело. Но то ли уронил ее Бог, то ли нарочно бросил, только упала Анетка не как «сусед Люсик кобчиком», и не с крыши, а словно с небес, всем прикладом, да так, что и не понять какому месту больнее.

Получила деньги, положила в сумку. На улице сын ждет. На выходе из банка в маленьком тамбурке с двойными дверями, молодой человек вежливо пропустил Анетку вперед, открыв перед нею дверь. Она поблагодарила, он кивнул в ответ. Не зря говорят, что ты за вором смотришь, вор за тобой. Приехали расплатиться за машину, а денег нет. Того, что в тот день пережила Анетка не пожелаешь лихому лиходею, разве только тому, кто украл у нее эти деньги. Муж на две недели уехал к матери помочь с ремонтом дома и, до возвращения, ему решили ничего не говорить. Машину взяли без него, у родственников друзей. Сын несколько дней уже ездил на ней. Анетка надеялась, что продавцы машины чисто по-человечески поймут их ситуацию, возьмут машину обратно. Предлагала деньги за потерю выгоды, но взять машину обратно отказались. Пришлось занимать у сотрудников, друзей и знакомых, брать кредиты в коммерческих банках, просить у племянников и племянниц. К двумстам украденным прибавились двести занятые у друзей и взятые в банках. А дальше, как снежный ком, покатившийся с горы – на проценты росли проценты, новые долги не успевали перекрывать старые. Когда муж вернулся домой, она уже была должна пяти коммерческим банкам и всем друзьям и знакомым. Анетка не нашла в себе сил рассказать про свою беду мужу. Он узнал обо всем, когда в первый раз пришли приставы. Ни упрекал, ни скандалил, ни утешал. Только почернел лицом и несколько дней ходил молча, словно онемел от услышанного. Она за те дни совсем стаяла и стала, как тень. Спать не могла. Находиться с мужем в одной комнате тоже. Сидела ночами в темной кухне и смотрела в окно на живую картину города, словно приговора ждала. Такой же бессловесной тенью муж пришел к ней на кухню. Не зажигая света, налил ей и себе чаю, поставил перед ней чашку: «Выкрутимся».

Как они жили эти годы рассказать можно только в большой повести. Если сказать одним словом – бедствовали. Анетка работала на трех работах, муж после работы метался по подработкам, экономили на всем, чтобы разгрести эту страшную кучу-малу. Бились, как рыба об лед, а просвета все никак не было видно. За коммуналку собрался долг, телефон отключили, подошвы в обуви протерлись до стелек. Отпуск, праздники и выходные отменились – только работа. Еда – овсянка, гороховый суп и хлеб. Мясо можно было только понюхать, проходя мимо шашлычной. Сны и те не давали отдыха – терзали кошмарами. У одних в долг брали — другим отдавали. С некоторыми сотрудниками и знакомыми отношения разладились — стали бояться, что не отдаст взятое. Кто в дверь звонит, кто на улице стыдит, кто в почтовый ящик письма с требованием отдать долг бросает, а ей взять негде. Так плохо, так горько, хоть головой в омут. Сто раз на дню душа унижена, сто раз слезами полы вымыты. Дай Бог давать, не дай Бог просить! Встретить бы того негодяя, посмотреть в глаза: — «Что ж ты, мил человек, делаешь с чужой жизнью?»

И все-таки солнце проглянуло. В самом конце третьего года их мучений, интернат, где она когда-то училась, праздновал юбилей. На торжественную встречу приглашали всех выпускников. Ей, конечно, хотелось побывать на родине, но она даже слова не обронила по поводу поездки. Какие об этом могут быть разговоры, когда долги не дают продохнуть. Она молчала. Приглашение, словно не снятый горчичник, жгло и пекло под левой лопаткой. Распечатанный конверт мозолил глаза. Анетка сунула его в газетницу, но и там он то и дело попадал под руку. Тогда вместе с мусором она бросила его в мусоропровод, словно это могло избавить ее голову от мыслей. Не помогло – мысли не отпускали. В последний день муж подал билеты туда и обратно: – Едъ. Просто и без объяснений. Но в этих «выкрутимся» и «едъ» сердце слышало «в горе и в радости».

Из той поездки Анетка привезла икону. Ту самую, у которой хрестная вымаливала ей доброй судьбы и благословляла «на замужшство». Икону эту тетка Маня берегла как зеницу ока. Она говорила, что Богородица, изображенная на ней, слышит ее молитвы. Называлась икона «Утоли моя печали», но тетка Маня называла ее короче – Уталимая. За эту Уталимую в детстве попало Анетке крапивой по первое число. Когда «орава» бедокурила, хрестная стращала неслухов тем, что у Боженьки все про них будет записано. Он терпит-терпит да и вдарит. Терпит долго, а бьет дюже больно. Анетка забоялась и сняла икону с божницы, чтоб Настена прочитала, что про них записано на развернутом свитке, который держал Боженька.

— Не девка — демон! – бушевала тогда хрестная – Отвярнуцца нельзя! Что удумала окаянная! Скройся с глаз долой! И Анетка недели две не показывалась в хрестнином доме.

Почему тетка Маня так дорожила Уталимой, она узнала, когда стала совсем взрослой. Согласно преданию, больше чем два века тому назад икону эту, не знать какой по счету, хрестниной прапрабабке прислал с монахом любивший ее крепостной иконописец, выпрошенный у барина настоятелем монастыря. Это был список с чудотворного образа Царицы Небесной «Утоли моя печали», пожалованного в дар Одрино-Николаевскому монастырю Орловской епархии графом Самойловым. Позже на плотный глянцевый лист кто-то записал молитву:

«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли; Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушаеши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево … яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти, радуйся, радости наша! Избави нас от всякого зла и утоли наша печали! …облегчи, Владычице, болезнь, утиши бурю злых нападений, Пречистая, отыми бремя грехов моих, Преблагая, и утоли печали моя, сокрушающия сердце!»

Если верить тетке Мане, Уталимая сама решала, когда и в чьи руки перейдет. Так или иначе, но в этот раз хрестная сама сняла икону с божницы и, перекрестившись, подала Анетке.

Украшенный к Новому году проспект со всех сторон загадочно подмигивал разноцветными лампочками, бегущие строки реклам к заманчивым обещаниям предусмотрительно добавившие праздничные поздравления и пожелания зазывали в бесчисленные бутики, магазины и лавки. В освещенных витринах, любуясь своим отражением, восторженно сияли, восхищая публику великолепием не повторяющегося убранства, роскошные новогодние елки. Из двери в дверь с коробками конфет, подарков и тортов, с пакетами битком — набитыми продуктами, с пахнущими хвоей, туго спеленутыми живыми елками сновал народ в поисках чего-то не докупленного, но очень необходимого в Новый год. Предпраздничная сутолока на улице, в наземном транспорте, метро, магазинах, кафе, ресторанах, подземных переходах, вокзалах — всюду, кроме, пожалуй, музеев и библиотек. Втиснуться сходу в маршрутку или поймать такси немыслимо. Но все это не только не раздражало, а напротив, приятно будоражило предощущением предстоящего праздника, приобщало к всеобщему ожиданию хороших перемен. Попав в эту кутерьму, ты дышал одним дыханием с радостно суетящейся толпой, в которой, нечаянно столкнувшись, незнакомые люди широко улыбались навстречу другу и к обязательному «извините» добавляли « С наступающим Новым годом!» Худосочные с редкими слабыми лапками елки, которые продавали прямо на улице и ряженые из детских сказок, задевающие прохожих шутками и прибаутками напомнили Анетке рождественские праздники дома.

Тридцать лет жила она в Питере, а «дома» все еще оставалась ее родная Ольшанка, крепко проросшая корнями в русскую землю на границе с Украиной и Белоруссией. Народ в Ольшанке – сбор-коляда, а жили, как пять пальцев в кулаке  — ни ссор и раздраев. Хозяйствовали на земле, водили скот, почитали обычаи и традиции свои и соседей, учились друг у друга языку и ремеслам, играли свадьбы, крестили детей. Семьи у всех не маленькие. Обженятся – в каждой семье снова сбор-коляда: хохлы, татары, белорусы, польские- евреи, русские, даже французы, которые повелись здесь от пленных с наполеоновской войны. По цвету волос и глаз, уже и не определить кто какой национальности. Сто раз переопылились «чеботари», «барвинки», «драгва», «шкарпетки», «панчохи», «цурупалки», «кружелки», «гузики» и пшепроше: Вол, Козел, Зюзючка, Броницкий, Патоцкий, Подыхайло, Мордюк, Швецы, Шпаки- Скворцовы, Кузнецовы- Ковальки, Чеботари-Сапожковы, Ивановы, Петровы, Сидоровы — одна большая родня. На праздник гуляли в складчину. Летом столы на улице, зимой в самой просторной хате. Не разбирали что кошерное, что не кошерное, ничем не брезгали, все мели под метлу. На всех языках пели веселые и жалостные песни. Гутарили, балакали, размовляли и разумели хорошее и плохое. Нянюшки и нанашки, нянькая и тапеская детвору, пели и спивали колыбельные и колыханки, вышоптывали сглаз, делали обережки от нячистиков.

— У всех язык одинакий, – любила разлагольствовать тетка Маня — розовый. И у евриненков, и у цыганенков, и у негры черной и у ва всех протчих. И Слово Божье всех одинако касаемо. Люди самовольно всякие антимонии навыдумляли, чтоб не разуметь брехеньки, какие Господу Богу друг про друга городють. Вот и получилося сто языков.

— Хрестная! – изумлялась Анетка – Он, что, все сто вывчил?

— На што они Ему! – убедительно отвечала тетка Маня. – Он человека наскрось видит по делам его. На што Ему знать какого хто роду-племени, когда доброе дело оно у всех доброе, а худое у всех – худое. Вон, обестил Гараська бабке Романихе дровец привезть и магарыч взял, а сам, прохвост, запил да пьянюсенький снопом у ней в скирде повалился, да с пьяну цигарку, не заслюнимши, обронил – солома, хоп, и пыхнула. Теперича у Романихи ни соломки, ни дровец. Будь он хучь кацап, хучь цыганин, хучь хохол, хучь хто, а человек ни який — идолищща бестолковый и только. Што тут не понять? Жить меж собой надо по-людски – и весь язык!

Они и жили по-людски. К Рождеству и Пасхе самогон в банях гнали, скот резали, колбасы и рубцы чинили, холодцы в печах томили, свежину жарили. На свежину, или как ее называли в Ольшанке, — жаренку, сходилась вся деревня: соседи, кумовья, сваты, дядьки, няньки. Самым старым и тем, кто на ту минуту хворал, посылали «крошку» посластить рот. В деревне от двоюродного забора до троюродного плетня – все родня. Потому и радуются и горе горюют всем миром. К годовым праздникам, бывало, к бедным, сиротам, немощным, одиноким старикам со всей деревни миски, с чем по- вкусней, тащат, — так заведено, чтоб все были сыты; в банях их помоют-попарят, в чистое переоденут – живите на здоровье. А колядки под Рождество! В каждой хате ряженых ждут. Собак подальше от крыльца привязывают, угощенье заранее приготовят – только б мимо не прошли. Потому как в народе говорят, что ряженым мимо пройти, все равно, что хозяев ославить. Ряженые мимо ворот — счастье мимо двора. Ходила молодежь с гармоникой по своей деревне пеше, а для куража, запрягала колхозных лошадей и на санях верст за десять-пятнадцать катила к соседям: хохлам и белорусам. Гуляли – дым коромыслом, знакомились, женихов и невест присматривали. Сначала с ряженой мелюзгой ходила под окна и Анетка, а подросла, стали их с Настеной брать с собой старшие братья. Когда у гармонистов от долгой игры на морозе замерзали пальцы, ей доверяли гармонь, и Анетка играла, пела песни и придуманные на ходу частушки. Голос у нее был сильный, красивый, а песен и частушек знала – на дорогу туда и обратно хватало, да таких, что слушать не надоест.

Людской поток легко донес Анетку по сверкающему иллюминацией Невскому до нужного магазина. В комиссионном отделе, куда она пришла, покупателей было мало. Анетка решила подождать, когда они уйдут. Не хотелось прилюдно сдавать Утолимую. Ей вообще не хотелось с ней расставаться, но кроме иконы не осталось ничего, за что можно было выручить нужную сумму. После длинных праздничных выходных получать будет нечего, но банку все равно нужно будет заплатить. Завтра Кире двадцать пять лет, после завтра Новый год, внуки ждут подарков, муж молча корчится от болей в желудке и спине, а в кармане на все про все одна единственная тысяча. На душе было так гадко, словно Анетка до бровей испачкалась в канализации. Стыдно, что смердит от нее, а помыться негде. Боже Праведный, и зачем мне была нужна эта машина? Кому что доказать хотела? Деревенским, что хорошо живу? Раньше ваши обноски донашивала, а теперь, нате, поглядите – вы, как были, а я на белом коне?! Дура, я дура! Дура беспросветная! Они там посогнулись горбатимши, руки ниже колен пооттянули, а я им – позавидуйте! Сама в себе заблудилась! Господи, укажи путь, дай силы снести эту ношу!

Покупатели не уходили, продавец проверяла квитанции, Анетка без интереса смотрела то на толкотню в соседних отделах, то на заставленные полки комиссионки. На самой верхней, между старинной настольной лампой и ручной швейной машинкой, приткнулся баян. Дорогой, концертный, наверняка знавший сцену. Ярко- белый, словно парадный китель морского офицера, он поманил Анетку пробежать пальцами по лаковым пуговичкам и, сама, удивляясь, уверенности своего голоса, она сказала, что хочет посмотреть баян. Продавщица, посчитавшая, что ее отвлекают попусту, недовольно кивнула в сторону инструмента «смотрите», но Анетка попросила снять баян с полки.

— Ели будете брать – достану! – не скрывая досады, поставила твердое условие продавщица – А для «посмотреть» туда-сюда таскать не стану.

— Если понравится и цена подойдет – также твердо ответила Анетка – возьму.

-Тысяча. – Буркнула продавщица и, нехотя пошла к стремянке.

В Анетку словно бес вселился, она вынула тысячу и положила на прилавок поверх сумки с иконой. Вдоль по Питер- с- кой, по Твер-ск-ой – я- м- ской- размахнулась Анетка. И пошла, и пошла. «Калинка», «Коробейники», «По Дону гуляет», «Бесамель», «Полет шмеля». Баян был великолепен! Он словно ждал ее и воспрянул к жизни в ее руках. После «Цыганочки» и «Барыни» Анетка выдала «А на гори два дубки», потом «Косил Язь конюшину». Начав «Степь, да степь» услышала, что продавщица стала потихоньку подпевать и запела сама. Когда она спела «Живет моя отрада» в отдел стал набиваться народ. После «Муромской дорожки» было уже не протолкнуться. Ей бурно аплодировали, подпевали, просили «За окошком вечер», «Мы сами раскрыли ворота, мы сами», «Радость моя», «Гори, гори, моя звезда». « …мы еще не спели все, о чем хотели, мы с тобою только начинаем жить» — допела Анетка и поставила баян на прилавок. Когда-то ее удивляло, что сильно расстроенный, выбитый чем-либо из колеи свекор брался за баян — говорил, душе легче, словно из дедовского колодца напился. А сегодня сама словно из святого источника пригоршню зачерпнула.

Сдавать икону не пришлось – целый ворох купюр лежал на сумке с Уталимой. Раскрасневшаяся продавщица тоже внесла свою лепту:

-Гражданка, которая сдавала баян, сказала что даром отдала бы его тому, кто умеет играть и понимает, что значит хороший инструмент. Так что можете забирать!

Но Анетка даром не взяла. Тысяча, так тысяча – договор дороже денег.

А потом случилось невероятное.

Сразу после Нового года Анетку пригласили в мерию. Совет ветеранов обратился с просьбой организовать концерт с ее участием на 23 февраля и на День Победы для участников войны, защитников и блокадников. Она согласилась. После первого концерта ее уже нарасхват приглашали на все мероприятия для ветеранов в социальные учреждения и дома культуры. Анетку награждали, ей платили, ей предложили работу в интернате музыкального училища для одаренных детей-сирот, выступление на телевидении. Жизнь выровнялась, пошла на лад, сны перестали изнурять кошмарами. После участия в большом концерте духовной музыки ее пригласили в церковный хор. Анетка была уверена, что все эти чудеса – заступничество Уталимой. Спасибо Тебе, Утолившей всяку слезу от лица земли!

А не так давно они с мужем обвенчались. После тридцати пяти лет брака. Женились по сердцу, обвенчались по душе. Ни ради моды, а чтобы в горе и в радости…

НАТАЛЬЯ ШИТИКОВА

11.02.2017г.

В канун праздника Крещения Господня Митрополит Александр возглавил Всенощное бдение в Свято-Троицком Кафедральном Соборе - Брянская ЕпархияВечером 18 января 2018 года, в канун праздника Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,
18.01.2018 Брянская Епархия
В Крещенский сочельник Митрополит Александр совершил чин великого освящения воды в Брянском Кафедральном Соборе - Брянская ЕпархияУтром 18 января 2018 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Митрополит Брянский и Севский Александр совершил великую вечерню,
18.01.2018 Брянская Епархия
Брянские спасатели провели мастер-класс по спасению на льду - МЧСВ ночь с 18 на 19 января православный мир отмечает праздник Крещения Господня, или Богоявления.
18.01.2018 МЧС
В Брянской области на Крещение будут ловить пьяных водителей - БрянскToday.RuСплошные проверки пройдут 19 января в пяти райцентрах 19 января, когда православные будут отмечать Крещение Господне, областная Госавтоинспекция устроит массовые проверки водителей.
18.01.2018 БрянскToday.Ru
В День Крещения Господня - Пламя ТрудаВ праздник Крещения Господня в Брянской области определено 70 мест массового купания граждан   19 января православные христиане отмечают один из главных религиозных праздников — Крещение Господне (Богоявление).
18.01.2018 Пламя Труда
В праздник Крещения Господня в Брянской области будут организованы 70 купелей - Газета Восход19 января православные христиане отмечают один из главных религиозных праздников — Крещение Господне (Богоявление).
18.01.2018 Газета Восход
В Брянске пройдет православная выставка-ярмарка «Кладезь» - Газета Брянские новостиВ Брянске с 7 по 17 февраля по благословению митрополита Брянского и Севского Александра пройдет православная выставка-ярмарка «Кладезь».
18.01.2018 Газета Брянские новости
КРЕЩЕНСКИЕ КУПАНИЯ - Администрация Суражского районаЗавтра 19 января православные христиане отмечают Богоявление или Крещение Господне.
18.01.2018 Администрация Суражского района
В ночь с 18 на 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне (Богоявление).
18.01.2018 Брянская Епархия
Рекомендации Главного управления МЧС России по Брянской области по подготовке к Крещенским купаниям - МЧСВ ночь с 18 на 19 января православный мир отмечает праздник Крещения Господня, или Богоявления.
18.01.2018 МЧС
Богослужение прошло в пожарно-спасательной части - МЧСВ среду, 17 января по уже сложившейся традиции, в преддверии Крещенских купаний, в актовом зале пожарно-спасательной части №44 по охране г. Стародуб состоялось богослужение,
18.01.2018 МЧС
Благотворительные фонды подготовят предложения по борьбе с мошенничеством - Газета Брянские новостиРуководители и попечители благотворительных фондов обсудили на круглом столе  «Известий» изменение отношения к волонтерству в обществе, а также вопросы государственной ответственности, благотворительность и мошенничество.
17.01.2018 Газета Брянские новости
В Брянской области назвали места, где можно окунуться в Крещение - БрянскToday.RuВ нашем регионе определено 70 мест массового купания граждан В ночь на 19 января православные христиане отмечают один из главных религиозных праздников — Крещение Господне (Богоявление).
17.01.2018 БрянскToday.Ru
Духовник патриарха приедет в Брянск - Vbryanske.ComВсе желающие смогут получить благословение известного старца. Схимандрит Илий, духовник патриарха Кирилла, посетит Брянск 27 января .
17.01.2018 Vbryanske.Com
В ночь с 18 на 19 января православные христиане отмечают один из главных религиозных праздников — Крещение Господне (Богоявление).
17.01.2018 Администрация области
ОТ РОЖДЕСТВА ДО КРЕЩЕНИЯ - Администрация Суражского района  Незабываемым зимним православным праздникам –Рождеству и Крещению, посвятили очередное заседание члены клуба интересных встреч Совета ветеранов труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.
17.01.2018 Администрация Суражского района
Почему не смываются грехи при окунании в крещенскую иордань? - Газета Брянские новости19 января православные христиане отмечают двунадесятый праздник Крещение Господне, когда совершается великое освящение воды.
17.01.2018 Газета Брянские новости
В праздник Крещения Господня в Брянской области определено 70 мест массового купания граждан, совершайте омовения только в оборудованных местах! - МЧСВ ночь с 18 на 19 января православные христиане отмечают один из главных религиозных праздников - Крещение Господне (Богоявление).
17.01.2018 МЧС
Нажмите для предварительного просмотра изображения - БрянскToday.RuОн возглавит службу в Свято-Троицком Кафедральном соборе Стало известно, что 27 января Брянск посетит схиархимандрит Илий (Ноздрин).
17.01.2018 БрянскToday.Ru
В Брянск 27 января приедет духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла - схиархимандрит Илий (Ноздрин).
17.01.2018 Газета Брянские новости
Брянск посетит схиархимандрит Илий (Ноздрин) - Брянская ЕпархияПо благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 27 января 2018 года Брянскую епархию посетит схиархимандрит Илий (Ноздрин) , духовник Святейшего Патриарха.
17.01.2018 Брянская Епархия
В Брянске Крещение отметят фольклорным фестивалем - Газета Брянские новостиВ Брянске Крещение отметят фольклорным фестивалем «Вода Крещенская как символ чистоты», который состоится 19 января в городском доме культуры Володарского района и начнётся в 17.00.
17.01.2018 Газета Брянские новости
15 svyatynya - ГТРКВ Свенский монастырь спустя долгие годы возвращена одна из святынь - покровец Святых Даров с изображением иконы Божией Матери "Знамение".
16.01.2018 ГТРК
Соблюдайте правила безопасности при Крещенских купаниях - Новый ПутьВ целях недопущения несчастных случаев в период проведения обрядовых мероприятий при праздновании православного праздника Крещение Господне необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
16.01.2018 Новый Путь
Безопасность брянцев во время Крещения обеспечат 510 человек - БрянскToday.RuВ местах скопления народа появятся, полицейские, спасатели, медики В ночь на 19 января жители Брянской области будут отмечать один из главных религиозных праздников - Крещение Господне.
16.01.2018 БрянскToday.Ru
Гадания, обряды, традиции. - Пламя ТрудаВ России из глубины веков идут традиции по проведению святочных вечеров. Православные в эти дни гадают, ходят в гости друг к другу.
16.01.2018 Пламя Труда
В Свенский монастырь вернули древний покровец - Vbryanske.ComГражданка США выкупила реликвию в частной коллекции в Лондоне. Покровец Святых даров с изображением иконы Божией Матери "Затмение" выкупила у одного из коллекционеров в Лондоне жительница Сиэтла Вита Федорова,
16.01.2018 Vbryanske.Com
Список мест Крещенских купаний в Брянской области - МЧСВ ночь с 18 на 19 января православные христиане отмечают один из главных религиозных праздников - Крещение Господне (Богоявление).
16.01.2018 МЧС
Брянское епархиальное общество «Трезвение» провело первое в новом году занятие - Брянская Епархия14 января 2018 года в Брянском епархиальном обществе «Трезвение» состоялось первое в новом году собрание воскресной группы, которое провел духовник общества иерей Павел Аксюхин,
15.01.2018 Брянская Епархия
В 2017 году на железной дороге погибли 9 брянцев - Газета Брянские новостиВ 2017 году девять жителей Брянской области погибли на железнодорожных путях, что на один случай больше, чем годом ранее.
17.01.2018 Газета Брянские новости
Нажмите для предварительного просмотра изображения - БрянскToday.RuПроисшествие случилось сегодня около часа ночи на улице Ромашина Сегодня, 18 января, около часа ночи на улице Ромашина в Советском районе Брянска загорелся легковой автомобиль.
18.01.2018 БрянскToday.Ru
Во время снегопада в Брянской области 4 машины слетели в кювет - Газета Брянские новостиВо время снегопада в Брянской области четыре автомобиля слетели в кювете, ранены девять человек.
18.01.2018 Газета Брянские новости
Верховный суд не смягчил приговор убийцам брянского бизнесмена Аминтазаева - Газета Брянские новости
Верховный суд не смягчил приговор убийцам брянского бизнесмена Аминтазаева
Верховный суд России 18 января оставил без изменения  приговор троим убийцам брянского бизнесмена Геннадия Аминтазаева – об этом на своём сайте  рассказал известный брянский адвокат Руслан Мамедов.
Газета Брянские новости
На коммерсантку завели дело о взятке заместителю мэра Брянска Зубову - Газета Брянские новости
На коммерсантку завели дело о взятке заместителю мэра Брянска Зубову
Следственный комитет возбудил уголовное дело о даче взятки заместителю градоначальника Брянска Александру Зубову, подозреваемому в получении незаконного денежного вознаграждения.
Газета Брянские новости
Уголовник напал с ножом на брянского таксиста, чтобы уехать в Москву - Газета Брянские новости
Уголовник напал с ножом на брянского таксиста, чтобы уехать в Москву
Сотрудники брянской полиции задержали разбойника, напавшего с ножом на таксиста.
Газета Брянские новости
Богослужение прошло в пожарно-спасательной части - МЧСВ среду, 17 января по уже сложившейся традиции, в преддверии Крещенских купаний, в актовом зале пожарно-спасательной части №44 по охране г. Стародуб состоялось богослужение,
18.01.2018 МЧС
В Крещенский сочельник Митрополит Александр совершил чин великого освящения воды в Брянском Кафедральном Соборе - Брянская ЕпархияУтром 18 января 2018 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Митрополит Брянский и Севский Александр совершил великую вечерню,
18.01.2018 Брянская Епархия
В Брянской области на Крещение будут ловить пьяных водителей - БрянскToday.RuСплошные проверки пройдут 19 января в пяти райцентрах 19 января, когда православные будут отмечать Крещение Господне, областная Госавтоинспекция устроит массовые проверки водителей.
18.01.2018 БрянскToday.Ru
В День Крещения Господня - Пламя Труда
В День Крещения Господня
В праздник Крещения Господня в Брянской области определено 70 мест массового купания граждан   19 января православные христиане отмечают один из главных религиозных праздников — Крещение Господне (Богоявление).
Пламя Труда
В праздник Крещения Господня в Брянской области будут организованы 70 купелей - Газета Восход
В праздник Крещения Господня в Брянской области будут организованы 70 купелей
19 января православные христиане отмечают один из главных религиозных праздников — Крещение Господне (Богоявление).
Газета Восход
Почему не смываются грехи при окунании в крещенскую иордань? - Газета Брянские новости
Почему не смываются грехи при окунании в крещенскую иордань?
19 января православные христиане отмечают двунадесятый праздник Крещение Господне, когда совершается великое освящение воды.
Газета Брянские новости
В Брянске пройдет православная выставка-ярмарка «Кладезь» - Газета Брянские новостиВ Брянске с 7 по 17 февраля по благословению митрополита Брянского и Севского Александра пройдет православная выставка-ярмарка «Кладезь».
18.01.2018 Газета Брянские новости
Брянцев пригласили на фестиваль солдатской песни - Газета Брянские новостиВ Брянске пройдет заключительный концерт XVII фестиваля солдатской песни «Сюда нас память позвала».
18.01.2018 Газета Брянские новости
Спектакль в формате 360 градусов представит Брянский театр драмы - Газета Брянские новостиБрянский театр драмы им. А.К. Толстого представит спектакль в формате «видео 360 градусов».
18.01.2018 Газета Брянские новости
Концерт посвящен творчеству РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО - Пламя Труда
Концерт посвящен творчеству РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО
В рамках областного фестиваля искусств и народного творчества «Рождественские встречи — 2018» 17 января 2018 года в концертном зале «Дружба» Брянской областной филармонии состоялся концерт Максима Дегтерева в сопровожден
Пламя Труда
В Брянске Крещение отметят фольклорным фестивалем - Газета Брянские новости
В Брянске Крещение отметят фольклорным фестивалем
В Брянске Крещение отметят фольклорным фестивалем «Вода Крещенская как символ чистоты», который состоится 19 января в городском доме культуры Володарского района и начнётся в 17.00.
Газета Брянские новости
Лучшие спортсмены и тренеры 2017 года. - Пламя ТрудаВ конце уходящего года сектором по физической культуре и спорту администрации Дятьковского района и членами районного совета по ФК и спорту были подведены итоги работы по развитию физической культуры и спорта в Дятьковск
18.01.2018 Пламя Труда
Александр Жигунов провел расширенное совещание - Рассвет19 января заместитель губернатора Брянской области Александр Жигунов посетил Суземский район.
18.01.2018 Рассвет
Брянцев пригласили на хоккейный турнир «Северное сияние 2018» - Газета Брянские новостиБрянцев пригласили на хоккейный турнир «Северное сияние 2018», соревнования пройдут 20 января.
18.01.2018 Газета Брянские новости
В Брянске пройдёт турнир по хоккею среди любительских команд - Российская Нива
В Брянске пройдёт турнир по хоккею среди любительских команд
20 января в Брянске стартует турнир по хоккею с шайбой среди дворовых команд «Северное сияние-2018».
Российская Нива
Волейбол — интеллектуальная игра - Рассвет
Волейбол — интеллектуальная игра
Волейболистки Суземской СОШ №2 под руководством тренера И.А. Ишуткина успешно участвуют в соревнованиях областного первенства в Юго-Восточной зоне, где, кроме наших девушек, сражаются команды из Почепа, Стародуба, Клетни,
Рассвет
По поручению Губернатора в Брянском государственном университете создана студия по подготовке специалистов для телевидения - Администрация области18 января в Брянском государственном университете имени академика И. Г. Петровского состоялось торжественное открытие информационно-телекоммуникационной студии.
18.01.2018 Администрация области
В 2018 году брянские полицейские раскрыли 2200 преступлений - БрянскToday.RuЧетверть из них тяжкие и особо тяжкие В прошлом году в Брянске полицейские раскрыли 2200 преступлений.
18.01.2018 БрянскToday.Ru
В Брянской области снова прогнозируют ухудшение погодных условий - МЧСПо данным Брянского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыс 21:00 18.01.2018 до 21:00 19.01.2018 на территории Брянской области облачно.
18.01.2018 МЧС
В Брянском государственном университете открыли телестудию - БрянскToday.RuСтуденты могут самостоятельно записывать программы и монтировать видео  Сегодня, 18 января,
18.01.2018 БрянскToday.Ru
Нажмите для предварительного просмотра изображения - БрянскToday.RuОн стал одним из самых посещаемых в Центральном Федеральном округе Специалисты сайта бронирования отелей Tvil.ru составил рейтинг самых посещаемых в Центральном федеральном округе городов.
18.01.2018 БрянскToday.Ru