Уроки жизни Нины Сергеевны Кубатиной. Грела ручки — отогревала сердца

Мне довелось учиться в трех школах: до восьмого класса — в Снопотской, девятый заканчивал в Гобикской, десятый — в Шаровичской. Во всех трех работало много замечательных учителей, оставивших добрый след в сердцах своих учеников. Учителей — настоящих подвижников, сеющих разумное, доброе, вечное.

В те времена — 60-е годы — детей учили грамоте и бывшие фронтовики. Не раз смотревшие смерти в глаза, под разрывами снарядов и свистом пуль они героически сражались с коварным врагом и победили в его же логове. Одним из них был учитель начальных классов Снопотской школы, учитель по трудам, математики Николай Терентьевич Шестопалов. Он старался передать детям как можно больше знаний. Это был трудолюбивый, добрый по характеру человек. Мы жили по соседству, и мне особо запомнились еще и уроки жизни, которые Николай Терентьевич давал чуть ли не ежедневно. Вот лишь один из примеров.
Как-то пошел за водой в дальний колодец. Несу на коромысле два ведра, заполненные чуть ли не доверху. Навстречу — Николай Терентьевич, качает головой: «Витя, отлей половину, ты еще мал носить такую тяжесть. Береги здоровье смолоду…» Эти, на первый взгляд, простые слова учителя остались в моей памяти на всю жизнь.
В Шаровичах мы благоговели перед учителем физкультуры, тоже бывшим фронтовиком, Захаром Ивановичем Новиковым. После уроков он часто приходил к нам в интернат, учил играть в шашки, интересовался делами, предлагал помощь, никогда не возвышался над учениками. Поэтому, наверное, мы видели в нем наставника, настоящего друга, готового всегда придти на помощь. В Гобиках физику преподавал Михаил Ильич Поваров, награжденный боевыми орденами и медалями. Последствия тяжелой контузии не мешали ему преподавать предмет в доходчивой форме, по высшему разряду. Мы уважали его прошлое и настоящее, старались не разочаровывать поведением и оценками.
С благодарностью на всю жизнь помнят учителя литературы и русского языка Рогнединской средней школы Нину Сергеевну Кубатину все, кто имел счастье быть ее учениками. Как и названные выше учителя-фронтовики, она не просто дает детям знания, но и преподает настоящие уроки жизни. Чтобы быть максимально объективными, мы решили написать коллективный «портрет» нашей героини. Об этом скромном, бескорыстном человеке, человеке широкой души рассказывают коллеги, бывшие выпускники, близкие люди.
Тамара Шарафханова, директор школы: — Не открою ничего нового, если скажу, что Нина Сергеевна — учитель от Бога. Одна из лучших литераторов нашей школы. Опытный, добрый человек, мудрый наставник. Не любит известности, готовит запоминающиеся мероприятия, а сама остается в тени. Но проделываемый ею труд отражается в детях, их поступках, достижениях, выступлениях. Труд настолько объемный, что я бы назвала Н.С.Кубатину пахарем своего дела.
Никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Однажды — всякие бывают родители — пришла мама ребенка, которому, по мнению родительницы, занизили оценку, и стала высказывать учителю претензии, обвинять в предвзятости. Выслушав женщину, Нина Сергеевна по обычаю спокойно сказала: «Если надо, я поставлю вашему сыну «пятерку», но знаний на «пять» там нет…» Женщина как-то сразу успокоилась, сбросила агрессивность. Мы, администрация, знаем, что когда с участием Нины Сергеевны Кубатиной готовятся мероприятия из календаря школьных дел, все они пройдут успешно. Выступать дети будут так, что зрители прослезятся.
Анна Юрьевна Матвеева, завуч: — Мне здорово повезло, что училась у такого замечательного человека. Ее уроки русского языка и литературы были для нас не только уроками знаний, но и уроками жизни. Она как-то удачно совмещала два этих понятия. Все уроки Нины Сергеевны настраивали нас на то, что в будущей жизни мы должны стать самостоятельными. Какие бы мероприятия ни проводились, она старалась нас объединить, но при этом каждый был бы и заметен.
Приведу один из примеров уроков жизни. В нашем классе разные были ребята. Основная часть — рогнединцы. А вот ребятам из Ормино приходилось топать в школу за четыре километра. Зимой — холода. И когда, например, Витя Астахов приходил на занятия, то долго отогревал замерзшие руки, ноги. В такие дни Нина Сергеевна говорила нам: «Ребята, кто-то читает сегодня стихотворение, а я пока поработаю с Виктором…» «Поработаю» означало, что ей надо посмотреть, какие носки надел Витя, что у него в портфеле, успел ли сегодня поесть. Она вывела его в коридор, закрыв за собой дверь. Прошло пять, десять, пятнадцать минут, а их все не было. Мы заволновались. Так получилось, что я рискнула приоткрыть дверь и увидела, как в кабинете напротив учительница греет Витины руки в своих руках и хукает на них. Я была поражена, все мы были поражены. И… принялись активно работать, чтобы сделать учительнице хоть что-то доброе за ее доброту. Нина Сергеевна заметила это, сделала удивленное лицо: «Что это у нас сегодня такая тишина?… и еле заметно улыбнулась.
И в дальнейшем случались ситуации, когда Нина Сергеевна отогревала нас и сердцем, и душой. Это ее заслуга в том, что мы до сих пор очень дружны, приходим на помощь друг другу. Главное, что до сегодняшнего дня она не оставляет нас без своего внимания. При встрече обязательно спросит: «Почему у тебя грустные глаза?». И если я постараюсь увильнуть от прямого разговора, обязательно добавит: «Ладно, зайду попозже…»
Так получилось, что Нина Сергеевна сыграла решающую роль в моей судьбе. После окончания школы я поехала в Курск, где сдала документы для поступления в медицинский институт. До начала экзаменов повстречались в Рогнедино с Ниной Сергеевной. Разговорились. Как всегда, она спрашивала о делах, интересовалась ребятами нашего выпуска. И вдруг говорит: «Знаешь, ты поехала в Курск с Людой, а Люба сдала документы в пединститут. Люда-то покрепче, она справится, а Люба нуждается в поддержке…» И я почувствовала, что что-то делаю в своей жизни не то. На другой же день отправилась в Курск, забрала документы и сдала в пединститут, чтобы поддержать Любу. И, действительно, на экзаменах она заметно волновалась и даже могла заплакать. Но в итоге все сложилось благополучно, мы поступили. Добрая, мудрая Нина Сергеевна не бросала нас и после школы, старалась помочь.
В трудные моменты всегда защищала нас. Помню, мы учились в классе напротив учительской. И постоянно были в напряжении, что в класс может зайти директор Василий Максимович Зюкин и поругать нас. Нина Сергеевна просила: «Ребята, смотрите, не подведите меня…» И вот однажды, когда девочки переодевались в классе, а мальчики вышли в коридор, я вызвалась держать дверь за ручку. Несколько раз мальчики пробовали подергать ручку с внешней стороны, но тщетно. И вдруг в дверь кто-то настойчиво постучал. Я крикнула: “Головой стучите!” — и приоткрыла дверь, а за ней стоял… Василий Максимович. «Зайдешь в кабинет директора после уроков», — сказал он. Сердце забилось, ну, думаю, попадет мне. Но после уроков в директорском кабинете стояла смущенная Нина Сергеевна, которая приняла все обвинения на себя.
Если ученик заболел, то Нина Сергеевна обязательно навестит, поддержит, настроит на позитивный лад. И ни одно посещение не обходилось без пакета с фруктами или сладостями. Такой она человек. И учитель, потому как педагогика — это не только сам процесс обучения, но и проявление великодушия.
Наталья Сергеевна Маевская, сестра: — Наша мама Александра Леонтьевна преподавала литературу и русский язык в школе и профтехучилище. И Нина с малых лет жила в атмосфере русской словесности. После института вернулась в Рогнединскую школу, теперь уже в качестве учителя. Мне даже повезло год учиться у нее. Я была влюблена в сестру, гордилась. У нее особый подход к написанию сочинений. Помню, критиковала меня, если находила в работе изъяны: вот тут слабовато, тут нарушена логика, тут стандартно и т.д. Иногда злилась на нее: как это — сестра да критикует? И тогда однажды я посвятила весь вечер и часть ночи, чтобы написать хорошее сочинение про осенний парк.
Нина, прочитав мою работу и оценив ее на “пять”, вдруг на весь класс, не называя фамилии автора, произнесла: «А вот одно сочинение понравилось особо, написано ярко, с образными сравнениями. Например, «пруд был похож на коробку с красками». Образность я только приветствую».
Бывает, она звонит мне и рассказывает про уроки такие вещи, что задумываешься: «Это же надо, в глубинке работает учитель, который мог быть образцом для учителей брянских, московских”. Очередной урок — по «Мертвым душам» Гоголя — она задумала провести в режиме интерактива. Дети были разделены на три группы: одна — дети, которые считали Чичикова современным прототипом предпринимателя, другая — те, кто считает его обыкновенным прохиндеем, третья — те, кто пока не определился. В завязавшейся дискуссии стороны высказывали мнения, и, в результате, могли менять его, пересаживаясь из одного ряда в другой. Такие уроки — диспуты позволяют детям глубже прочувствовать тему, научиться выражать свое мнение в сопоставлении разных точек зрения. И это тоже уроки жизни.
Она фанатик. Во время подготовки к сдаче ЕГЭ работает в школе допоздна, готовит слабеньких. Бывало, приду за ней: «Что ты тут сидишь, у тебя же уроки давно закончились?» «Как, — отвечает, — они же сейчас придут заниматься…»
Людмила Воробьева, ученица Н.С.Кубатиной: — Мне запомнились не только замечательные уроки Нины Сергеевны, а уроки, исходившие из ее души. Это добрейший человек, говорила нам: “Кем бы вы ни стали, делайте людям добро и вам добром отзовется”. Когда моя мама умерла, Нина Сергеевна скорбела вместе со мной, оказывала всяческую поддержку. Поэтому я благодарна ей на всю жизнь.
Анастасия Никитеева, ученица 11 класса: — Лично я всегда могу доверить Нине Сергеевне самое сокровенное, поделиться радостью, или проблемой. Например, была ситуация, когда меня предали. Учительница заметила изменения в моем настроении, на перемене подошла, спросила, что случилось. Узнав подробности, нашла такие слова, что я успокоилась и уже смотрела на проблему по-другому. Вообще, Нина Сергеевна беспокоится о каждом ученике, но никого не выделяет. При этом, более слабых в учебе подтягивает, уделяя им больше внимания.
Удивляет эрудиция Нины Сергеевны, исключительная начитанность. Какое бы произведение из классики, или современной российской литературы ни назови, оно ей знакомо. А когда узнала, что я читаю Стивена Кинга, стала спрашивать, как он пишет, о чем, что нравится.
Мы ее очень любим.
Игорь Ромакин, ученик Н.Кубатиной: — Нина Сергеевна — это высокопорядочный человек. Всем своим поведением, жизнью она показывет ученикам, как в любых ситуациях оставаться скромным, порядочным человеком. Никогда не выпячивает свои заслуги и учит детей великому и могучему.
Это доброй души человек. Во время учебы в школе я неправильно повел себя — всякое может быть в жизни. Нина Сергеевна подошла и тихим голосом, словно ничего такого не произошло, сказала: «Игорь, такого от тебя я не ожидала». Лучше бы она накричала, мне бы не было тогда так стыдно за то, что разочаровал хорошего, я бы сказал сейчас, любимого человека.
Нина Ивановна Губина, бывшая учительница школы: — Считаю, мне повезло в жизни, работая рядом с Ниной Сергеевной Кубатиной. Надежная подруга, она всегда поспешит на помощь, потому и я стараюсь ответить ей тем же.
Любит свою семью. Как бы ни была занята в школе, заботится о маме, сестре и ее семье, не оставит без внимания ни одно событие в жизни близких людей, друзей, выпускников. Впрочем, сказать заботится — не сказать ничего: она просто живет ими. Хочется пожелать ей побольше светлых дней в жизни, внимания и понимания со стороны близких людей, здоровья.
Кстати, добавлю о Викторе Астахове, которому Нина Сергеевна грела руки. Учился он, скажем так, средне. Но судьба его сложилась достаточно хорошо. Не помню в каком году, его попросили выкопать картошку на школьном участке. Увидев здесь свою учительницу, Виктор остановил трактор, подошел к ней, достал из кармана куртки яблоко и протянул Нине Сергеевне: «Это вам…» Сейчас В.Астахов живет в Вороново, женился, имеет сына — ученика местной школы. Помогает односельчанам обрабатывать огороды. Согрела, значит, Нина Сергеевна парню сердце.
Наталья Васильевна Яшина, зав. методическим кабинетом отдела образования: — Уроки Кубатиной стоят особняком. Она делает их очень глубокими по смыслу, выносит такие вопросы, которые побуждают детей к размышлениям, обобщениям. Т.е. такие уроки, которые дают человеку нравственную основу. Где еще можно рассказать, поразмышлять о человеческих поступках, добре и зле, красоте или скудности души, если не на уроках Нины Сергеевны Кубатиной.
Не случайно, родители признаются: «А вот Нина Сергеевна хорошо подучила наших деток. Поступают в институты, и все знают: как проанализировать материал, сочинение грамотно написать и связно построить рассказ».
Если сегодня говорить о легендах — учителях Рогнединской школы, то их теперь раз-два и обчелся. Нина Сергеевна Кубатина — одна из них.
Думаю, комментарии к коллективному портрету Нины Сергеевны Кубатиной излишни. Тем более, что в Рогнедино ее знают практически все. И знают, какой это замечательный учитель, человек. Остается добавить, что Нина Сергеевна представляет большую учительскую династию, у основания которой стоит отличник просвещения Александра Леонтьевна Лагуткина. По ее стопам кроме дочерей Нины (отличник просвещения) и Натальи (заслуженный учитель РФ) пошла еще внучка Ирина Ивановна. Кроме того, муж и сын Натальи также преподают в школе. Скоро в краеведческом музее Рогнединской школы появится отдельный стенд об этой замечательной учительской династии.
Подготовил Виктор Игнатов
На снимке: Н.С.Кубатина
(фото 70-х годов)

 
По теме
Акция «Мы Вместе» - БГТУ 25 марта 2024 г была передана очередная партия гуманитарной помощи для нужд наших ЗАЩИТНИКОВ.
БГТУ
В Новозыбкове работает площадка по обучению узорному ткачеству на основе традиций региона - Газета Маяк Преподаватели Новозыбковской детской художественной школы: координатор проекта «В гости к терёшечке» Юлия Назарова и эксперт по ткачеству Виктория Ковалёва (на фото) готовы щедро делиться имеющимися знаниями и наработками.
Газета Маяк
Ящур   – острое вирусное заболевание из группы антропозоонозов (инфекционных болезней животных, которыми может болеть человек).
Клинцовский район