К юбилею ансамбля «Рогнеда» Рогнединского района

Пой, гитарная струна о ребятах с нашего двора, которых музыка связала навсегда. Сорок пять лет исполнилось в прошлом году гордости нашего района — вокально-инструментальному ансамблю «Рогнеда». Банкета не было, коллектив отметил знаменательную дату чередой выездных концертов по селам и выступлениями перед зрителями поселка Рогнедино. Мы пригласили в редакцию газеты хорошо известных рогнединцам Александра Ляпина и Геннадия Силютина, стоящих у истоков становления группы. Беседа с ними началась с одного характерного эпизода, случившегося в начале 70-х.  

Летом в поселок с концертом приехали артисты Брянской филармонии. Народу в РДК (здание бывшей церкви) набилось полный зал. Но тут со стороны летней танцплощадки, а она располагалась на месте нынешней, донеслась замечательная музыка. В это время, как правило, начинались танцы. И большая часть зрителей рванула на танцплощадку, где играли юные рогнединские музыканты. Брянским артистам пришлось просить ребят перенести танцы на более поздний срок. Только потом филармонический концерт состоялся. Остается добавить, что гости после своего выступления уехали домой не сразу: пришли на танцплощадку и с удовольствием слушали песни в исполнении одаренных подростков-музыкантов.
Но вернемся к юбилейному рубежу ансамбля. Как же все начиналось?
Александр Ляпин: — В 69-м году пришел из армии Юра Мастеров, отец которого был музыкантом, и сын перенял от него умение играть на разных инструментах. Так вот, Юра и предложил собрать группу. Прослушал меня, других ребят, Отобрал самых-самых. Пацаны тех лет жутко преклонялись перед Владимиром Высоцким, Ливерпульской четверкой — «Битлами», «Песнярами», «Голубыми гитарами», Юрием Антоновым. Мы сами же изготовляли гитары, динамики.
Итак, в коллектив вошли Юра Мастеров, Вася Матвеев и Вася Гордиенков, Саша Ляпин, а также Валя Матвеева как солистка. Бренчали на гитарах в центре Рогнедино, там, где были Доска почета, закусочная, сквер располагался. Собиралось много молодежи. Словом, интересное было время. В 72-м Мастеров поступил в БИТМ, а Вася Матвеев ушел в армию. И тогда же сформировался новый костяк ансамбля: кроме меня и Васи Гордиенкова это еще Гена Силютин и мой брат Витя, который играл на ударниках. С нами выступала солистка Валя Кулик. Отсюда и ведет свой временный отчет ВИА «Рогнеда». Уже тогда мы пели на несколько голосов. «Рогнеда» высоко котировалась в области. На конкурсах занимали призовые места вслед за грандами: «Стожарами», «Курьерами», группой «Просто так».
Геннадий Силютин: — Хочу заметить, что в Рогнедино на дискотеки, где мы играли, приезжали даже из соседних районов. Нас всегда с нетерпением ждали на селе. Также нужно сказать, что поначалу современной аппаратуры, музыкальных инструментов крайне не хватало. Можно сказать, играли на старье. Но выкручивались благодаря самоучкам — мастерам. Таким, каким был Пашка Сергеенков, например, который мог нелегально подключаться к киноаппаратуре: динамиков-то хороших не было. Начальник киносети Василий Кузьмич Головешкин делать этого не разрешал, но мы все-равно старались подключаться незаметно.
Пашка Сергеенков поддерживал в рабочем состоянии инструменты, микрофоны, динамики. И вообще, он здорово выручал. Помню, нас пригласили в Пеклино. Собрались ехать, а с транспортом проблемы: водитель отдела культуры Виктор Чумин отказал. Что делать? Снова всех спас Сергеенков. Открыли гараж — автобус на месте. Отец Пашки работал шофером и, конечно, научил рулить и сына. Пашка садится за руль, заводит двигатель напрямую, через контакты, и везет нас в соседний район. Везет нелегально. Пока выступали, дома пошел слух — из гаража райисполкома угнали автобус. А мы, отыграв концерт, вернулись в Рогнедино, поставили автобус на место. Все обошлось. Нам тогда было по 15-16 лет, молодые, рисковые, романтики своего времени, помешанные на музыке.
Г.С.: — А вот случай с трагическим оттенком. Чумин отвез нас в Снопот. Отыграли концерт. Как всегда на «бис!» И нас попросили поиграть на танцах. Все согласились, кроме водителя: «Как хотите, оставайтесь, а я ждать не собираюсь». Короче, уехал в Рогнедино. Так что обратно нас повезли на двух грузовиках брянские шефы, прикомандированные к местному колхозу. А когда в Бологче проезжали через мост, то первая машина неожиданно провалилась. Ребята, ехавшие на ней, получили травмы, у Александра было сотрясение мозга, потеря сознания. Всех отправили в больницу. Словом, веселенькое время, романтика.
А.Л.: — После Бологчи я уже не мог активно заниматься спортом, которому тоже достаточно много уделял времени, а полностью переключился на музыку.
Корреспондент: — Рассказывают, что вы даже на переменах между уроками могли запеть?
Г.С.: — Бывало и такое. И даже на уроках умудрялись. Уважаемый Евгений Николаевич Коновалов, работавший тогда директором, вел в нашем классе историю У него были проблемы со слухом. И мы с Александром тихонько, чтобы не услышал Евгений Николаевич, разучивали новые песни. Он рассказывает тему урока, а ребята слушают нас.
А.Л.: — Евгений Николаевич был человеком строгих правил, любил порядок во всем. Не позволял играть на дискотеке в неположенное время. Однажды вызвал моего отца в школу и поставил вопрос, что называется, ребром: или мы исключим вашего сына за систематическое нарушение временных ограничений для подростков в ночное время, или пусть постоянно работает в клубе. На что отец, тоже, кстати, имел отличный музыкальный слух, ответил: «Зная сильное увлечение сына музыкой, уверен, что он наверняка выберет именно музыку, а не учебу. Если, конечно, вы и дальше будете его так контролировать». После этого Евгений Николаевич смягчил контроль за нами. Мы уже могли играть до 11-12 часов ночи.
Г.С.: — Были случаи, когда дискотека заканчивалась и под утро. Рогнединцы хорошо знают бывшего сотрудника милиции, уважаемого Николая Михайловича Петракова. Во время дежурств он мог придти в Дом культуры и выключить свет в зале. Мог сделать это и в 11 часов, и в 3 часа ночи — в каком настроении был. Но при этом его можно было уговорить потанцевать еще. И вот однажды он подошел к рубильнику и с хитринкой в голосе спрашивает: «Танцевать еще будете?». «Да!» «Ну ладно, танцуйте без перерыва. Посмотрю, насколько вас хватит, а вы, музыканты, играйте, пока не упадут». И вот тройка самых продвинутых танцоров — Андрей Сакович, Коля Гапеев, Володя Кухарев — приняла условия Николая Михайловича и включилась, как сегодня назвали бы, в проект. Танцевальный марафон длился почти четыре часа! Мы, музыканты, сменяли друг друга, поэтому нам было попроще, а вот танцоры под конец уже еле стояли на ногах. И тут Петраков сам не выдержал — вырубил свет: «Все, хватит, по домам!»
Г.С.: — Хочу добавить, что тогда концерты собирали полные залы зрителей, была доброжелательная атмосфера. Ни драк, ни скандалов, ни пьянок, ни курева.
Корреспондент: — Вы обмолвились, что поначалу играли на самодельных инструментах. И как долго?
А.Л.: — Прежняя рогнединская власть относилась к нам, подросткам, с пониманием. Когда мы группой пришли на прием к заместителю председателя райисполкома, Иван Алексеевич Хололов пообещал выделить средства на приобретение музыкальных инструментов и аппаратуры для Дома культуры, т.е. для ансамбля тоже. И слово сдержал. Конечно, мы очень радовались новеньким гитарам, микрофонам.
Г.С.: — Представьте себе, что до сих пор играем на тех, хололовских, инструментах. Понятно, звучание не очень, играем больше на энтузиазме. Когда по приглашению выезжаем в другие районы, нам бывает стыдно.
Корреспондент: — Давайте снова вернемся в 70-е годы, в пору вашей юности. Как сложилась судьба после школы? Кто-то, наверняка, ушел в армию…
Г.С.: — Не просто-ушли в армию. Мы загрузили в автобус аппаратуру и поехали в Дубровку на призывной пункт. И как врубили концерт на призывном, что чуть ли не всю Дубровку собрали. Потом ребята уехали домой, а мы с Александром отправились на областной призывной пункт.
А.Л.: — В армии уже определились с будущим: Генка решил поступать в БИТМ, а я — в музыкальное училище. Но еще после возвращения со службы мы играли на маевках, выступали по деревням, а также успели сформировать обновленный состав ансамбля. Уже без меня с Геной. Традиции коллектива продолжали Виктор Ляпин, Александр Бабин, Василий Гордиенков, Андрей Яшин. Хуже, или лучше — это разговор отдельный. Они продолжали играть на дискотеках, ставить концерты.
Г.С.: — Когда я учился в институте и приезжал на выходные, в ансамбле уже участвовал и Саша Трушин.
А.Л.: — Во время учебы в музыкальном училище меня пригласили играть в ВИА «Стожары». Выступали в Брянске, по районам, в том числе в Рогнединском. Потом, после окончания учебы, я образовал свою группу и уехал на 15 лет в Мурманск, где мы подрабатывали в ресторанах. Кстати, в ресторанах подрабатывали известный певец Вилли Токарев, а рядом со мной работал популярный тогда джазмен Владимир Чалый. По части музыки Мурманск был продвинутым городом, где любили развлекаться шахтеры, моряки.
Потом пожил еще несколько лет в Питере, а в 2005 году вернулся в Рогнедино. И Гена тоже чаще стал навещать родителей. Получив согласие Василия Гордиенкова, образовали вокальное трио «Рогнеда». Так музыка снова нас связала. Так «Рогнеда» обрела вторую жизнь.
Корреспондент: — Какого репертуара придерживается ваш коллектив?
А.Л.: — Это песни 80-х годов, ковер-стиль — перепеваем старые хиты. Потому что современные, как правило, без смысла. А песни нашей юности до сих пор на слуху. Любопытно, что во время концерта молодежь подпевает нам. Это радует.
Корреспондент: — Хочу спросить, что отличает вас от других коллективов?
Г.С.: — Кто бы ни гастролировал по Рогнединскому району — «Бабкины внуки», «Стожары», все поют и прыгают по сцене для видимости. Потому что под фонограмму. А мы выступаем вживую, а значит и ближе к зрителям. Зрители-то видят это, поэтому присутствовать на концертах «Рогнеды» им интересней. Нас везде хорошо принимают, благодарят. Даже в неотапливаемый зал клуба в Семеновке жители собрались, слушали и подпевали, и танцевали. Хорошая, искренняя песня согревает душу.
Гости редакции особо просили отметить своего товарища Василия Гордиенкова, который выступал (и продолжает выступать) за «Рогнеду» во все годы существования ансамбля. Это настоящий самородок, обладающий поставленным голосом, профессионально играющий на гитаре, пианино, баяне, ударных инструментах. Такими же универсалами-музыкантами являются Александр Ляпин и Геннадий Силютин. Все по возрасту уже дедушки, но по-прежнему молоды душой, так же, как и 45 лет назад, преданны песни. «Всякий раз, — замечает А.Ляпин, — когда берешь в руки гитару и извлекаешь первые аккорды, чувствуешь прилив адреналина, ощущение самореализации, удовлетворение от того, что хорошая, исполненная от души, музыка доставляет зрителю радость».
Покидая редакцию, гости посетовали: «Одного нам не удалось — подготовить себе смену, чтобы продолжились многолетние традиции вокально-инструментального ансамбля «Рогнеда». Хотя не исключено, что кто-то из нынешнего юного поколения организует нечто подобное «Рогнеде». Мы ведь тоже начинали с нуля…»
Виктор ИГНАТОВ

 
По теме
В Брянске посыпался фасад многоквартирного дома на улице Ленина - Сетевое издание Новости Брянска Автор: Прокуратура Брянской области, источник фото . Прокуратурой Советского района Брянска была организована проверка по поводу публикации в социальных сетях о разрушении многоквартирного дома на площади Ленина.
Сетевое издание Новости Брянска
В Новозыбкове зарегистрировано 188 случаев ОРВИ - Газета Маяк Как отметили в НЦРБ, заболеваемость на сегодняшний день несколько подросла —  за вторую неделю марта зарегистрировано 188 случаев ОРВИ (в сравнение с прошлой неделей подъем заболеваемости в 0,8 раза).
Газета Маяк
В Алешковичах и Новой Погощи всех угощали блинами - Рассвет Специалист Алешковичского СДК Светлана Столярова провела акцию «Чудесная Масленица блинами угощает!», в ходе которой рассказала односельчанам о традициях всеми любимого праздника, а также о Прощеном воскресении.
Рассвет
IMG_20240218_134909.jpg - Клинцовский район В преддверии Дня Защитника Отечества в рамках Всероссийской благотворительной акции «Тепло для Героя» под руководством  депутата Лопатенского сельского Совета Галины Сехиной в Лопатенском Доме культуры участники акции на
Клинцовский район